Очень часто я слышу от родителей послания к своим детям: «А ну ка замолчи!», «Быстро иди домой!», «Сейчас же прекрати плакать!», «Прекрати болтать!» и т.д. Все эти послания подразумевают отсутствие интереса к причинам детского поведения и безоговорочное подчинение воле взрослого.

Своего старшего сына я воспитывала также, и меня тоже так воспитывали: через борьбу, принуждение, применение силы и власти.

В результате, сын научился грамотно врать, когда хотел удовлетворить свои потребности (если не хотел кушать суп, говорил, что не хочет кушать совсем, а потом потихоньку ел конфету; если не хотел идти в школу, говорил, что заболел и т.д.). Также он совершенно не умел договариваться, потому что привык к принуждению, а не к сотрудничеству. К тому же у него не было уверенности в себе, потому что его эмоции, чувства, которые в детстве самые настоящие, не принимали, говорили ему, что ТАК ЧУВСТВОВАТЬ НЕЛЬЗЯ, а нужно по-другому (например, когда он плакал из-за выключенного мультика, ему говорили: «Ты почему плачешь? Все равно мультик больше смотреть не будешь!»; когда он падал и ушибал коленку, ему говорили: «Ты что девчонка? Чего ноешь???» и т.д.).

Когда родились младшие дети, благодаря знаниям детской психологии, я начала учиться сотрудничать с детьми, пытаться видеть в них людей, а не недочеловеков, которые не имеют права на уважение, свое собственное мнение, собственные интересы, чувства, эмоции и т.д.

Как в той истории:

«Однажды семья с ребенком отправилась на ужин в ресторан.

К ним подошел официант. Он принял заказ у взрослых, а затем обратился к мальчику:

— Что вы будете заказывать, молодой человек?

Ребенок в растерянности взглянул на маму с папой, но они были заняты разговором и не обратили внимание на ребенка.

— Я буду хот-дог и колу. — ответил мальчик.

— Нет! Я запрещаю хот-дог! — вдруг вмешалась мама. — Он будет пюре, курицу и салат из овощей!

— Вам хот-дог с горчицей или с кетчупом? — спросил официант.

— С кетчупом, — ответил ребенок.

— Ваш заказ будет выполнен через минуту, — сказала официант и удалился. За столиком воцарилось молчание, нарушил которое малыш:

— Мама, папа, официант думает, что я — НАСТОЯЩИЙ!!!»

На самом деле менять свои привычки заставлять и командовать, а не прислушиваться к ребенку и сотрудничать с ним — очень сложно. Первое время приходилось себя контролировать на каждом шагу и осмысливать, зачем я сейчас так сказала или сделала. Но постепенно я начала привыкать к такому обращению с детьми и увидела, что старший ребенок тоже начал меняться. Он понял, что ИМЕЕТ ПРАВО НА СВОИ СОБСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА, ИМЕЕТ ПРАВО ВЫБОРА, что он ДОСТОИН того, чтобы интересовались его собственными желаниями, а не ждали его слепого подчинения.

Я думаю, что пройдет еще не мало времени, прежде чем я не задумываясь буду обращаться с детьми, как с полноценными людьми.

И вы знаете, я давно уже пытаюсь понять, откуда взялось это желание заставить, подчинить, вынудить ребенка делать то, что он не хочет делать. Ведь я не одна такая. Все родители, воспитанные в 70-90-е годы 20 века рассуждают примерно также: ребенок ДОЛЖЕН слушаться, хорошо себя вести, уметь подчиняться взрослым, не возмущаться, не высказывать свое мнение, если оно не совпадает с мнением взрослого, ну и конечно, делать ровно то, что ему сказали, не раздумывая.

И вот однажды я, как поклонник советских мультфильмов, русских сказок, а не покемонов, вампиров и других существ из иностранных мультфильмов, включила своим детям мультфильм «Мойдодыр» и… ужаснулась… Я даже досмотреть этот мультик до конца не смогла, хотя на нем воспитывалось мое поколение.

Объясню, почему. Сначала в мультфильме все вокруг бегут от грязного мальчика, явно показывая, что с ним что-то не так. Потом выходит Мойдодыр (мне даже страшно стало от его сурового взгляда) и начинает мальчика отчитывать, позорить, запугивать, принуждать умыться. Ни о какой самостоятельности, выборе, свободной воле речи вообще не идет. И явно показано, что мальчик — плохой, Мойдодыр — хороший.

Примерно по такому сценарию и происходило воспитание детей, родившихся в 70-90-е годы. А теперь эти выросшие «дети» мучаются вопросом: Кто я? Почему я живу в соответствии с чужим мнением, а не следую собственным потребностям? И почему я не могу полноценно чувствовать самого себя?

Да потому что в нашем детстве не приветствовалась «свобода воли». Потому что управлять людьми, которые не имеют собственного мнения, значительно проще. Умение подчиняться, не задавая вопросов — пропагандировалось как благо и было безопасным. А вот задавать «лишние» вопросы, вести себя не как все, иметь отличное от большинства мнение — было равносильно самоубийству.

В современном мире, благодаря развитию психологии, как науки, многие родители начали пересматривать свои взгляды на «правильное» воспитание детей. После многочисленных исследований, было доказано, что дети, также как и взрослые, негативно реагируют на критику, сопротивляются принуждению, не могут эффективно продолжительно что-то делать «из-под палки» и т.д.

Поэтому если Вы хотите научить своих детей чему-то — заинтересуйте их, замотивируйте, покажите положительные стороны, поддерживайте их начинания, даже если они совсем не идеальные. И тогда дети с удовольствием будут и умываться сами, и одеваться, и делать уборку в комнате, и учить уроки и т.д.

А самое главное они будут понимать, что они полноценные личности, имеющие собственное мнение, и от них не отвернутся родители, даже если они «плохо» себя ведут.

#какдемотивироватьребенка #детскаяпсихология #принуждение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.