×

Страх ошибки

Жила была девочка, она была очень хорошая. Она слушалась маму, старалась все делать правильно. Если мама сказала сделать уборку, то только идеально, чтобы не осталось ни одной пылинки. Если мама сказала помыть посуду, то так, чтобы посуда скрипела. Если нужно гладить белье, то только так, чтобы не было ни единого помятого места, все белье должно быть выглажено идеально. Если делать уроки, то только без помарок и ошибок. Если писать контрольную в школе, то только на 5. 

Ну а если девочка ошибалась… Тогда ее ждал ужас ужасный. Мама начинала на нее ругаться, критиковать. Она говорила, что девочка не умеет делать уборку, хотя уборка была сделана, но осталась пыль в одном углу и мама ее увидела. Она говорила, что девочка будет работать дворником, потому что она получила 4, а не 5. А ведь она точно умеет учиться на 5, поэтому оценка 4 означает лишь одно — девочка не хочет стараться учиться и поэтому ее судьба — работать дворником, ничего в жизни она точно не добьется, если не будет стараться получить оценку 5.

Мама так разочаровывалась, когда про девочку могли сказать, что она плохо себя ведет! О, это было ужасно, невыносимо, терпеть этот разочарованный взгляд мамы и чувствовать себя отвратительным недостойным человеком, который посмел бегать на перемене и громко разговаривать! А сколько стыда девочка испытывала, когда мама вдруг находила в ее комнате разбросанные вещи! Девочке хотелось провалиться под землю от этого взгляда, под которым она чувствовала себя неряхой, неудачницей, пропащим человеком…

Так формируется страх ошибки. Страх быть не идеальной прививается с детства. И тогда человек тратит массу усилий в своей жизни для того, чтобы никто его не заподозрил в не идеальности. Потому что если кто-то увидит его не идеальность, его ошибки, все пропало… Его обвинят в том, что он/а плохой сотрудник/ плохой родитель/ неряха/ никчемный пропащий человек и т.д. 

Т.е. ошибка в каких-то действиях у человека напрямую связана с отвержением.

Сначала его отвергают в семье, показывая что его нельзя любить. ценить, уважать, потому что он ошибся. Ну а потом человек ждет этого от всех вокруг уже во взрослой жизни. И каждый раз, совершая ошибку, он покрывается пОтом, его начинается трясти от страха, также, как в детстве. Ведь все дети на подкорке знают, что при отвержении родителями, они останутся совсем одни и не выживут. Поэтому это страх совсем иллюзия, а реальность, которая живет с детьми. А потом преследует во взрослом возрасте.

Родители, которые не понимают, что ошибка — это про действия детей, а не про их личность, ставят крест на ребенке, показывая ему, что ошибаться — это ужасно, а последствия ошибок — это стыд и отвержение ребенка, так жить нельзя.

Как будто родитель сам никогда не ошибается. Он не человек, а робот, который все делает идеально, правильно, вовремя и т.д. 

Такие родители, чаще всего, воспитывались тоже со страхом ошибки. Поэтому когда их ребенок ошибается, для них это страшно, внутри поднимается ужас, ведь ошибаться нельзя, так их учили.

Мы, живые люди, которые иногда ошибаются. И если человек не признает своих ошибок, не видит их, считает себя идеальным, то он не может их исправить, не может развиваться, учиться чему-то новому. При этом, он тратит много сил на то, чтобы быть идеальным, а не расслабиться и радоваться своей не идеальной жизни.

Ошибаться — это нормально. Кто не живет, тот не ошибается.