Есть такой стиль управления — авторитарный. Когда есть «правильное» мнение начальника и любое другое «неправильное» мнение.

Есть стиль управления — демократический, который соответствует понятию «горизонтальное лидерство». 

Есть еще много стилей, но сегодня я хочу рассмотреть эти два стиля управления.

Что происходит, когда начальник управляет авторитарно? Ну во-первых, подчиненные при таком стиле вообще не рассматриваются, как живые люди со своими потребностями, чувствами, взглядами и т.д. Во-вторых, начальник принимает решения без ориентира на другое мнение. Считает себя истиной в последней инстанции. И, конечно, может заблуждаться/ошибаться, потому что один человек не может знать все. И он самостоятельно несет ответственность за принятые решения и последствия таких решений. В-третьих, подчиненные в ответ на такой стиль управления могут снять ответственность с себя, т.к. решения принимают за них. Или в случае, если они привыкли сами нести ответственность за сделанную работу, они будут недовольны, что их мнение никому не интересно. В-четвертых, как только начальник уходит в отпуск или отсутствует на работе, подчиненные расслабляются и начинают заниматься не работой, а тем, что им самим хочется делать. Т.е. авторитарный стиль управления ведет к постоянному контролю подчиненных. И к постоянной тревоге начальника. 

Конечно, человек, который ведет себя авторитарно, не сам придумал такой стиль поведения. Он его, скорее всего, подсмотрел в детстве у родителей и других значимых взрослых. Когда у ребенка не спрашивали его мнение и чего он хочет. Никто не собирался с ним советоваться, тратить время на переговоры. Ну и тем более обсуждать решения родителей, которые касаются жизни самого ребенка. Как будто ребенок — это вещь, недочеловек, у него нет прав, к нему нет уважения и он по умолчанию не считается полноправным членом семьи, который имеет право голоса. А если вдруг ребёнок смел проявлять неподчинение или свою волю, ему давали понять, что он очень плохой человек, его не за что любить и т.д. Т.е. манипулировали его поведением в случае непослушания.



Второй стиль управления связан с горизонтальным лидерством. Где начальник — такой же человек, как и все остальные. И он задает тон принятия решений, но не принимает их без обсуждения с сотрудниками. Когда каждый сотрудник знает, какую роль он играет в компании, как от его работы зависит командный успех. При этом начальник разделяет ответственность с сотрудниками, понимая, что их мнение может быть полезным и значимым. Сотрудники несут ответственность за свою работу, потому что тоже принимают участие в принятых решениях. И тогда они чувствуют себя полноценными людьми, которые имеют право голоса, их опыт и профессионализм — ценны, а усилия обязательно будут замечены. При таком стиле управления даже в отсутствии начальника подчиненные будут работать и полностью выполнять свои обязанности.

Современное поколение очень остро реагирует на стиль управления. И если люди, родившиеся в СССР, привыкли к авторитарному стилю и могут работать в нем. Они будут недовольны, но продолжат работать. Потому что они с детства дома и в школе впитывали, что старшие — главные, а младшие должны молча слушаться. То молодые сотрудники не будут терпеть авторитарный стиль управления. Им важно, чтобы их вклад на работе ценили, чтобы их мнение было выслушано. И они не воспринимают начальника, как истину в последней инстанции. Они могут с ним начать дискутировать, высказывать свое мнение. И если начальник не готов слышать и обсуждать решения, тогда молодежь уходит с такой работы. 

Конечно, не бывает чистых стилей управления. И все они так или иначе перекликаются в зависимости от ситуации. 

Но у каждого стиля управления есть свои последствия. Если начальник этого не понимает, то он удивляется результату собственных действий. Особенно когда в коллективе есть недовольные, а молодые кадры почему-то увольняются.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.