Родители часто переживают, как научить ребенка наводить порядок и ухаживать за своим телом, своими вещами, соблюдать чистоту.

И первое, что приходит в голову — приучать ребенка к чистоте и порядку.

Как это обычно происходит? Родитель или другой значимый взрослый настойчиво требует от ребенка чистоты, напоминает ему, ругает за беспорядок, заставляет идти мыться, чистить свою одежду, обувь и т.д.

Но почему-то этот способ не дает 100% результат. 

Давайте разберемся, что происходит, когда ребенка таким образом приучают к чистоте и порядку. Представьте себе трехлетнего или пятилетнего ребенка, который играет в комнате. У него процесс, который его захватывает. Потом его позвали кушать/гулять или еще куда-то, он встал и пошел. Игрушки за собой не убрал. Приходит родитель и начинает на него ругаться. Ребенок пугается, что его ругают и начинает делать уборку.

Может быть и другой вариант, когда приходит родитель и начинает стыдить ребенка за беспорядок. А стыд — это про неприятие себя таким, какой я есть, про отвержение. Ребенок поддается на эту манипуляцию, ведь для него любовь и признание родителя — это самое главное. Поэтому он убирает игрушки.

Получается, что ребенок начинает убирать игрушки из страха, а не из потребности соблюдать чистоту и порядок.

Я не рассматриваю вариант, когда родитель избегает эмоций ребенка и убирает за него сам, тогда ребенку действительно не нужно самому ничего делать.

Дальше ребенок растет и в 8-10 лет он соблюдает чистоту и порядок по привычке, если она ему привита. А если нет, то родитель продолжает бороться с ребенком.

Ну а в подростковом возрасте все ломается, меняется, часто идет откат в сторону беспорядка, редкого мытья тела или наоборот, ребенок постоянно находится в дУше, несмотря на беспорядок вокруг. Почему так происходит?

Потому что порядок вокруг и желание быть чистым — это внутреннее ощущение ненормальности беспорядка. Когда внутри есть потребность ухаживать за собой, уделять себе время и внимание. Когда есть потребность в чистоте вокруг, потому что не комфортно чувствуешь себя. 

Но часто бывает так, что с детства ребенка приучают к чистоте вокруг, создавая внешний лоск. Порой это приучение приводит к тревожному желанию постоянно все убирать и мыть. А внутри у ребенка нет потребности, а соответственно, мотивации, времени, сил, энергии, чтобы наводить чистоту и порядок. 

Теперь давайте посмотрим, как вообще внутри появляется эта потребность в чистоте?

Очень многое зависит от посланий родителей. Если ребенку снаружи кто-то уделяет внимание, уважает его потребности, безоценочно принимает ребенка, тогда у него формируется внутреннее понимание, что он заслуживает, чтобы ему уделяли время, внимание, любили его просто так и его потребности — это нормально. 

Это основа, которая дает возможность ребенку принимать свои чувства, эмоции, потребности, желания и т.д. Когда от него не отмахиваются, не обесценивают, не унижают и не дают понять, что он не окей.

Это про порядок внутри, а значит и снаружи. 

И вот если основа такая, тогда ребенок может:

1. слышать взрослого, для которого важна чистота, а не противостоять ему

2. повторять за взрослым, который сам наводит порядок и следит за собой

3. когда взрослый устанавливает границу, касающуюся чистоты и порядка, ребенок будет принимать эти правила. Ведь с ним договариваются, а не приказывают. 

4. грязь и бардак будут не естественны для ребенка и у него будет внутренняя потребность соблюдать чистоту и порядок, потому что уважение себя — это в том числе и про важность жить в нормальных условиях. 

Есть такие люди, которые могут жить только в бардаке. У них внутри есть хаос, в котором они привыкли жить, поэтому снаружи будет происходить тоже самое. И читать им нотации по поводу порядка — бесполезно. При этом, они могут следить за чистотой тела, одежды и т.д.

Поэтому чтобы научить ребенка соблюдать порядок и ухаживать за собой, надо сначала дать ему снаружи то, что ему важно для уважения себя — считать его полноценным человеком, достойным любви, принятия, уважать его эмоциональные проявления, его потребности, желания. Это поможет вам, в том числе, установить хороший контакт с ребенком и он с удовольствием будет вас слушаться.

Ну а если ваш ребенок уже вырос и между вами нет добрых взаимоотношений, это не страшно. Начать менять взаимоотношения с ребенком можно в любом возрасте. А вот внутреннее ощущение, что любовь надо заслужить, недоверие к миру, неуважение к себе впитываются нами, в основном, до 7 лет. Потом до 15-17 лет еще можно как-то воздействовать на внутреннее ощущение восприятия ребенком самого себя и начать давать ему понимание, что вы его уважаете со всеми его проявлениями. Ну а дальше изменения восприятия себя возможно только по желанию самого человека, работая с психологом, либо самостоятельно меняя свои внутренние установки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.