Если страшно быть собой, показывать себя настоящим, проявляться при общении с другими людьми, тогда живешь с маской на лице. Ты знаешь, что от тебя ждут и играешь соответствующую роль.
А внутри поднимается буря, которую ты никому не показываешь. Потому что страшно. Потому что тогда никто не будет с тобой общаться. Все отвернутся от тебя. Ведь твоя внутренняя буря никому не нужна.
И тебе тоже не нужна.
Ты всячески пытаешься плыть по волне принятия другими людьми. А внутренняя буря мешает. Она периодически выскакивает, когда никого нет или когда можно безопасно проявиться и тебе за это ничего не будет. Например, рядом с животными. Или с детьми. Которые зависят от тебя и не могут перестать тебя любить и общаться с тобой.
Ты ненавидишь себя после проявления этой внутренней бури. Но ничего не можешь с ней сделать. Она есть внутри, она вновь и вновь напоминает о себе. И когда ты себя не контролируешь, она вылезает наружу.
Что же это за буря?
Часто внутренняя буря сопряжена со злостью, раздражением, болью. С теми социально «неприемлемыми» эмоциями, которые в «приличном обществе» показывать нельзя.
«Хорошие девочки так себя не ведут», «хорошие девочки так не выглядят», «хорошие мальчики так не должны поступать» и т.д. и т.п.
«Ты почему себя так ведешь? Не подходи больше ко мне!», «если ты будешь себя так вести, я не буду с тобой разговаривать!», «прекрати плакать, никто не любит плакс!» и т.д.
Такими фразами в обществе детей заставляют быть социально «правильными», чтобы взрослым было легче жить. Чтобы не нужно было справляться с детскими истериками, слушать громкие крики, следить за бегающими детьми.
Достаточно сказать, что не будешь любить ребенка, если он будет плакать/кричать/не соглашаться/бегать, и все — ребенок, как шелковый. Послушная удобная марионетка. Которая боится проявить себя настоящей. С недовольством, криком, визгом, плачем, топаньем.
Так дети отказываются от себя настоящих, потому что любовь взрослых для них важна, как воздух (они ведь на подкорке знают, что без взрослых не выживут). И дети начинают учиться быть социально приемлемыми. Учатся поступать так, чтобы их хвалили (читай любили). Они надевают на себя маску радости, согласия, хорошего настроения. Становятся такими покладистыми, послушными. А «плохие» эмоции старательно прячут внутри, боясь быть отвергнутыми.
Так зарождается внутренняя буря. Которую, будучи уже взрослыми, люди скрывают даже от самих себя. И когда они видят проявление «неприемлемых» эмоций у своих детей, у них внутри поднимается огромный страх, ведь такие эмоции показывать нельзя! Как ты посмел! Вдруг кто-нибудь увидит или услышит! И детей начинают ругать за то, что они чувствуют…
Пик проявления негативных эмоций, когда ребенок начинает протестовать/отрицать/пытается быть самостоятельным, приходится на 3 года и на подростковый возраст. И если в эти непростые для родителей/воспитателей/учителей годы не дать ребенку возможности быть собой, не принимать его со всем негативом, тогда ребенок откажется от самого себя, также, как взрослые от него отказываются…
Но эмоции никуда не денутся, они будут копиться внутри и выплескиваться, когда человек будет терять над собой контроль или чувствовать себя в безопасности.
Эмоции даны природой людям и животным, как реакция на происходящее. Если человек не будет чувствовать страх, он не сможет убежать от опасности. Если не будет чувствовать злость — не сможет отстоять свои границы.
Негативные эмоции часто возникают в ответ на неудовлетворенную потребность. Например, ребенок не выспался и устроил истерику из-за того, что ему не дали игрушку. Или подросток хамит учителю, потому что он честно дома делал уроки, а учитель поставил ему 2.
Поэтому чтобы «справиться с внутренней бурей», быть живым, не бояться проявляться в обществе, нужно признать, что у вас есть эта буря внутри. И разобраться, из-за чего она возникла. Найти неудовлетворенные потребности. И удовлетворить их. Тогда буря утихнет и необходимость изображать из себя «хорошего, доброго, веселого» человека отпадет. Ведь вам на самом деле станет легче)