Воспитанные стыдом люди боятся проявляться. Они зажаты в теле, в эмоциях, в чувствах. Они с завистью смотрят на других свободных от рамок людей, которые проявляются без стеснения. А сами боятся сделать не правильный шаг или не правильно засмеяться при всех… Стыд — это социальная эмоция, которая нам нужна для того, чтобы регулировать поведение людей в обществе. Но его часто используют родители для манипуляций детьми. Двухлетний ребенок абсолютно спокойно пойдет в магазин голым и тогда мы его стыдим, говорим, что нельзя в общественных местах ходить голым. И это про конструктивное использование стыда. А деструктивно для ребенка — это когда его стыдят за то, что он такой, какой он есть, за его желания, потребности, эмоции, чувства. Например, ребенка стыдят за то, что он в свои 3 года бегает по поликлинике. Ребенок в таком возрасте в принципе не может себя регулировать и контролировать свое поведение. Если он активный и ему хочется бегать, ему в этот момент весело, а взрослые сообщают, что с ним что-то не так, он не нормальный, плохой. Тогда ребенок постепенно начинает замирать, потому что он верит взрослым, что его проявления не нормальные, с ним что-то не так. Если ребенок по темпераменту более медленный, чем мама, он может получать в свой адрес обратную связь, что он капуша, тормоз, очень медленный и т.д. Мама может злиться и ругаться на ребенка за его медлительность. И тогда ребенок будет расти с уверенностью, что он не нормальный, плохой. Хотя темперамент нельзя поменять и если человеку нужно больше времени, это надо учитывать взрослым, когда они планируют сборы куда-то или какие-то дела. Все мы разные. И стыдить человека за то, что он такой, какой он есть — это тоже самое, что ругать утку, что она не лебедь. Она ничего с этим поделать не может. Но у утки не может быть стыда за свое существование не в том виде, в котором надо взрослым. А человеку легко привить стыд, сообщая ему с детства, что с ним что-то не так. И потом стыд будет сковывать его, будет появляться страх осуждения и оценки за проявленные действия, эмоции, желания, потребности и др. Воспитывая стыдом родители хотят добиться прекрасного поведения своих детей, но по факту они создают куклу, которая умеет правильно улыбаться, вести себя, говорить то, что все хотят услышать. Только вот вопрос, как этой кукле потом жить свою собственную жизнь, когда она вырастет? Ведь в детстве так или иначе взрослые интересуются достижениями ребенка, его развитием, они устраивают его в нужный детский сад, школу, водят в секции и кружки и всячески направляют его жизнь в «нужное» русло. А во взрослом возрасте человек должен сам уметь управлять своей жизнью. Но как это делать, когда ты скован стыдом? Когда ты боишься контактировать с людьми, потому что тебе стыдно за то, как ты говоришь и проявляешься? Когда ты боишься выбирать, потому что есть уверенность, что взрослые знают лучше тебя, а твой выбор не правильный и тебе должно быть за него стыдно. Взрослые, которые воспитывают детей стыдом, либо сами всего стыдятся, либо считают, что с ними все ОК, а с ребенком все НЕ ОК. И все свое взаимодействие с ребенком они направляют на то, чтобы его «исправить». А потом вырастает «не правильный» человек, который именно так себя внутри и ощущает. Ведь ему это доказывали с детства. Поэтому воспитание ребенка стыдом приводит совсем не к тем результатам, которые хотят добиться взрослые. Если вы хотите научиться воспитывать детей по другому, можно почитать статьи и книги таких прекрасных психологов, как Гиппенрейтер Ю.Б., Ньюфелд Г., которые показывают родителям путь воспитания через привязанность. А тем, кто уже вырос, воспитанный стыдом, важно осознать причины своего стыда и увидеть реальность — с вами все ОК и вы имеете право быть собой. |
