В этой статье речь пойдет про двухлетних детей, потому что именно в этом возрасте начинаются проблемы с «послушанием».
Двухлетний малыш уже способен передвигаться самостоятельно по дому. Он уже наверняка подсмотрел у взрослых, как пользоваться стулом, чтобы достать нужную вещь. И, самое главное, он стремится научиться всему,что умеет взрослый. Он также пытается переставлять на столе посуду, берет нож в руки и пытается резать, использует тряпку, чтобы помыть стол, а потом и пол. Он видит, как папа стучит молотком и сверлит дрелью, и тоже пытается всему этому научиться.
Но! Нас, взрослых, начинает трясти от страха, раздражения, злости, когда мы видим, что наш ребенок взял в руки нож или дрель, или разбил чашку, а потом схватил стекло, или в очередной раз навел бардак в своей комнате, размазал кашу по столу, или нарисовал на стенах/кровати/дверях/одежде и т.д. А еще мы бурно реагируем, когда нарушают наши границы. Например, залезли к нам в тарелку руками, взяли наш телефон и позвонили кому-нибудь или отправили сообщение, или разбросали наши вещи, залезли в нашу сумку.
Все эти реакции нормальны для любого человека. Ведь эмоции для того и нужны, чтобы помогать нам определить, что что-то идет не так (грозит опасность,нарушаются границы и т.д.). Но важно нам, взрослым, понимать следующее.
ДВУХЛЕТКИ НЕ ЗНАЮТ ПРАВИЛ. Они не хотят нанести нам вред намеренно. Они просто исследуют мир и учатся у взрослых, как нужно действовать с теми или иными предметами. Также двухлетки учатся у взрослых, как реагировать в той или иной ситуации. Им и в голову не придет, что нужно расстраиваться из-за пролитого на пол супа. Ведь это так весело — играть с жидкостями на полу! И если в этой ситуации мы, взрослые ,делаем круглые глаза и начинает кричать так ,как будто произошло преступление, малыши пугаются и в следующий раз, когда суп оказывается на полу, начинают плакать от страха, что случилось что-то плохое. Ведь они видели нашу реакцию.
Поэтому, чтобы ваши двухлетки были «послушными», нужно:
1. Взрослым для себя определить, какие правила существуют в их доме и самим придерживаться этих правил.
2. Учить ребенка правилам. Это не означает, что ребенка нужно постоянно дрессировать и заставлять ходить строем по дому. Это значит, что когда вы видите, что ваш ребенок играет пролитым супом, вы спокойно подходите к нему и говорите: «суп пролился, мы не играем супом, нужно его вытереть с пола тряпкой». Потом ведете ребенка к тряпке, берете ее и вместе вытираете пол. Тогда ребенок постепенно научится, что делать в ситуации, когда суп пролился на пол.
3. Повторяйте правила детям со словами: «мы так не делаем», «мы делаем вот так» и дети постепенно привыкнут к правилам, которые вы установили. Это не произойдет с первого раза, но если вы будете в одних и тех же ситуациях поступать одинаково, дети запомнят вашу модель поведения и будут делать также.
Дети очень любят,когда все предсказуемо, тогда они расслабляются, зная, что произойдет в следующий момент. Например, если вы постоянно после ужина ведете детей мыться, потом включаете ночник, переодеваете детей в пижаму и укладываете их в кровать. Тогда дети привыкают к такому распорядку и проблем с засыпанием становится значительно меньше.
Тоже самое происходит и с обучением детей правилам, установленным в вашей семье. Постепенно они привыкнут и научатся применять вещи по назначению, умываться только в ванной, справлять нужду в туалете, кушать на кухне, мыть руки после прогулки и т.д. Но для этого от нас, взрослых, требуется много терпения и понимания. Ведь мы часто требуем от детей того, чего они не знают: «ты что не понимаешь, что бросать еду нельзя?», «Ты почему кричишь в автобусе?», «Зачем ты лезешь в чужую сумку?», «Кто разрешил тебе рисовать на обоях?» и т.д. Мы говорим это так, как будто кто-то другой должен был объяснить нашим детям правила поведения, приемлемые для нас. А мы можем только требовать от детей неукоснительно их соблюдать. Но так не бывает. Чтобы требовать, нужно сначала научить.
А если постоянно кричать на детей и злиться, что они все делают не так, непослушные и неугомонные, тогда дети, считывая вашу реакцию, будут замирать, боясь пошевелиться. Они будут понимать, что разозлили родителей и благодаря тому, что дети всегда считают причиной всего происходящего самих себя, они сделают вывод, что им лучше вообще ничего не делать, не понимая причин раздражения родителей.
Ну а если вы обращаете внимание на своих детей только когда они делают что-то не так, тогда не удивляйтесь, что они привлекают ваше внимание такими странными способами, как плохое поведение.
Поэтому наберитесь терпения и соблюдайте собственные правила, помогайте детям их усвоить и результат не заставит себя ждать. Ваши дети научатся обращаться с вещами правильно, будут соблюдать чужие границы и выстраивать свои собственные. А вы сможете спокойно наблюдать,какие у вас «послушные» дети.
#непослушныедвухлетки #правила #детскаяпсихология