Кажется, такое послание из детства несли нам наши родители, бабушки, дедушки и другие значимые взрослые:
«Главное, не распустить ребенка, приструнить его. Иначе не справишься с ним, сядет тебе на шею и поедет.»
И это касалось всего: проявления эмоций — а ну-ка перестань плакать! это что такое?; чувств — какое право ты имеешь на меня злиться? я же твоя мама!; спонтанности — прекрати бегать! ты всем мешаешь! а ну прекрати орать! сколько можно ТАК себя вести??? и т.д. и т.п.
И дети, т.е. мы, приструнивались. С нами становилось очень удобно жить, не надо было с нами «справляться». Мы старались не шуметь, хотя нам было всего 3 года, мы подавляли в себе желание заплакать, закричать, высказать все, что нам не нравится и не хочется делать. Никакой спонтанности и непредсказуемости.
Зато взрослым спокойно. Большие взрослые дяди и тети больше не боятся потерять контроль над поведением ребенка, потому что он все делает по инструкции, ровно так, как ему сказали, не отступая…
А теперь мы, дети, выросли и понятия не имеем, что это внутри нас так клокочет? Ведь мы так старательно подавляли свои чувства, эмоции и совершенно не умеем ни управлять ими, ни даже понимать, что это за эмоция поднимается внутри, что за чувство я испытываю сейчас? А самое главное, мы так боимся проявления чувств и эмоций у наших детей! Ведь их проявлять нельзя! Запрещено! И что с ними делать, мы тоже не знаем…
Большие тети и дяди боятся эмоций маленьких детей…
А что же такое эмоции? Эмо́ция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру.Эмоции нужны человеку для ориентирования в окружающем мире, эмоции отражают отношение человека к тем или иным событиям, ситуациям и т.д. Например, человек смотрит на цветущую черемуху весной и внутри него появляется эмоция радости, он любуется красотой природы. Или человек выходит холодной осенью на улицу, попадает под дождь и внутри него появляется эмоция раздражения. Или перед человеком пробежала стая злых собак и внутри него появилась эмоция страха.
Функции эмоций: 1. Функция оценки: эмоция дает возможность мгновенно оценить смысл раздражителя или ситуации для человека;
- Функция мобилизации: на физиологическом уровне выброс в кровь адреналина при эмоции страха повышает способность к бегству (правда, чрезмерная доза адреналина может привести и к обратному эффекту — ступору), а понижение порога ощущения, как составляющая эмоции тревоги, помогает распознать угрожающие стимулы. Кроме того, феномен «сужения сознания», который наблюдается при интенсивных эмоциональных состояниях, заставляет организм сосредоточить все усилия на преодолении негативной ситуации.
- Функция следообразования: эмоция часто возникает уже после того, как то или иное событие завершилось, т.е. тогда, когда действовать уже поздно. Образование ассоциативной связи между отрицательной эмоцией и определенным типом ситуации удерживает от повторения ошибок в будущем, а положительные эмоции, наоборот, закрепляют приемлемые формы поведения.
- функция побуждения и поддержания деятельности. Согласно формулировке С.Л. Рубинштейна, «эмоции являются субъективной формой существования потребностей».
- функция компенсации информационного дефицита. Эмоция является своеобразным «запасным» ресурсом для решения задач.
- функция коммуникации. Экспрессивный (выразительный) компонент эмоций делает их «прозрачными» для социального окружения. «Заражение» эмоциональным состоянием происходит именно потому, что люди могут понять и примерить на себя переживания другого человека.
- Функция дезорганизации. Интенсивные эмоции способны нарушить эффективное протекание деятельности.
Чувства — это устойчивые эмоциональные образования, имеющие объектный (предметный) характер. Чувство может продуцировать широкий спектр более конкретных эмоций (чувство любви к ребенку может в определенных обстоятельствах вызывать у вас по отношению к нему нежность, тревогу или даже гнев (эмоции).
Эмоциональный интеллект (ЭИ; англ. emotional intelligence, EI) — это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
Суммируя вышеизложенное, становится понятным, что эмоции даны человеку от природы не просто так, они нужны ему для полноценной жизнедеятельности. Главное, научиться распознавать свои эмоции, учить этому своих детей и тогда можно будет не бояться эмоций, а использовать их для лучшего понимания себя, других людей и окружающего нас мира.
#посланиеиздетства #эмоции #чувства
Фото http://www.7ya.ru/article/Bete-rebenka-Rebenok-vas-boitsya-Esli-vam-meshaet-zlost-test-i-sovety/