Мое детство прошло в СССР в 1980-90-х годах. Я хорошо помню кризис 1998 года, когда мне было 16 лет, мама дала мне денег на кетчуп и еще на что-то и я пошла на рынок. И тут я услышала от взрослых людей разговор с паникой в голосе: «Кошмар! Цены подскочили в 3 раза! Что же делать? Деньги-то не увеличились! На что теперь покупать еду???». Я подошла к киоску и увидела, что цену на кетчуп только что поменяли и она действительно стала в 3 раза больше. И тогда в моей душе началась паника. Денег хватало только на кетчуп, как мы будем жить, на что покупать хлеб???
А потом последовал целый год макарон. У моих родителей не хватало денег ни на что кроме макарон, хлеба и яиц. Я каждый день делала себе яичницу, чтобы хоть как-то почувствовать, что все хорошо, я ем вкусную еду. Потому что макароны были сухие и безвкусные.
Мои родители работали с утра до ночи, были постоянно уставшие, на их лицах застыла маска грусти, серьезности, а в глазах часто я видела панику: «Чем кормить детей???»
Прошли годы, я давно уже зарабатываю деньги, могу исполнять свои желания, но каждый раз, сколько бы не оказалось денег в нашем семейном бюджете, я трачу их в ноль. Я всегда найду, на что потратить деньги, лишь бы они не зависли у меня в кошельке или в банке.
А еще я ооочень люблю сладкое. На новый год я все время поправляюсь, потому что моим детям дают сладкие подарки, которые детям в таком количестве кушать нельзя, и я не успокаиваюсь, пока все конфеты до одной не будут съедены.
Я давно интересуюсь психологией и пытаюсь разобраться со стереотипами из детства, в том числе связанными с отсутствием денег и пристрастием к сладкому. И вот что я обнаружила.
Есть у меня в голове такая картинка: большая квартира, в обитом замшей кресле сидит полный мужчина, одетый в велюровый халат малинового цвета, весь такой лощеный и довольный. Рядом с ним жена с пышными формами, разомлевшая, в халате. В коридоре у них висят бархатные шторы с кисточками. А на пороге стоят рабочие, тощие, в серой одежде и просят денег.
Так вот я причисляла всегда себя к тем рабочим, но в то же время очень хотела, чтобы деньги у меня были. И сладкая жизнь у меня тоже ассоциируется с большим количеством денег. Та пара в халатах пьет чай с медом, конфетами и баранками, а у рабочих не хватает денег даже на черствый хлеб.
Все было бы хорошо и я бы была при деньгах, работая на работе, но дело в том, что МЕЧТАЯ О СЛАДКОЙ ЖИЗНИ, Я СОВСЕМ НЕ ХОТЕЛА БЫТЬ ПОХОЖЕЙ НА ТЕХ ДВОИХ В ХАЛАТАХ. Потому что они совсем не умеют быть щедрыми, они не добрые, т.к. не делятся с нищими едой, они смеются над нищетой рабочих и одалживают деньги под процент. А меня учили по-другому. Нужно делиться с теми, кому плохо, быть доброй, отзывчивой, любящей и вообще хорошим человеком во всех смыслах. Под такое описание попадают в моем понимании только рабочие. А деньги «портят» людей. Это вбито мне в голову еще 25 лет назад. Пора расставаться со стереотипами Советского прошлого, потому что в настоящее время они создают мне ситуации безденежья и обжорства.
Отрывок из книги Лазаря Лагина «Старик Хоттабыч» (1938г.):
«Некоторое время оба наших героя лежали молча. Волька никак не мог решить, как начать предстоящий щекотливый разговор.
— Спокойной ночи! — доброжелательно произнёс Хоттабыч из-под кровати.
И Волька понял, что пора начинать.
— Хоттабыч, — сказал он, свесив голову с кровати, — мне нужно с тобой немножко поговорить.
— Уж не насчёт ли сегодняшних моих даров? — опасливо осведомился Хоттабыч и, получив утвердительный ответ, тяжело вздохнул.
— Видишь ли, дорогой Хоттабыч, мне хотелось бы знать, имею ли я право распоряжаться твоими подарками так, как мне заблагорассудится.
— Бесспорно.
— И как бы я ими не распорядился, ты не будешь на меня в обиде?
— Не буду, о Волька. Смею ли я обидеться на человека, столь много сделавшего для меня!
— Если тебе нетрудно, Хоттабыч, то, пожалуйста, поклянись.
— Клянусь! — глухо промолвил под кроватью Хоттабыч, понимавший, что это всё неспроста.
— Ну, вот и хорошо! — обрадовался Волька. — Значит, ты не обидишься, если я скажу, что лично мне эти подарки совершенно ни к чему. Хотя я очень и очень тебе благодарен.
— О горе мне! — простонал в ответ Хоттабыч. — Ты снова отказываешься от моих даров! Но ведь это уже не дворцы! Ты видишь, о Волька: я больше не дарю тебе дворцов. Скажи просто: ты брезгуешь дарами твоего преданнейшего слуги.
— Ну рассуди сам, Хоттабыч, ведь ты очень умный старик: ну на что мне эта уйма драгоценностей?
— Чтобы быть богатейшим из богачей, вот для чего, — сварливо пояснил Хоттабыч. — Уж не скажешь ли ты, что тебе не угодно стать первым богачом своей страны? С тебя это станется, о капризнейший из непонятнейший из встречавшихся мне отроков! Деньги — это власть, деньги — это слава, деньги — это сколько угодно, друзей! Вот что такое деньги!
— Кому нужны друзья за деньги, слава за деньги? Ты меня просто смешишь, Хоттабыч! Какую славу можно приобрести за деньги, а не честным трудом на благо своей родине?
— Ты забыл, что деньги дают самую верную и прочную власть над людьми, о юный и неисправимый спорщик.
— Это там, в какой-нибудь Америке, но не у нас.
— Сейчас ты скажешь, что в вашей стране люди не хотят стать богаче. Ха-ха-ха! — Хоттабычу казалось, что он высказал очень едкую мысль.
— Нет, почему, же, — терпеливо отвечал Волька. — Человек, который приносит больше пользы для родины, зарабатывает у нас больше, чем тот, который приносит меньше пользы. Конечно, каждый хочет заработать больше, но только честным трудом.
— Пусть будет так, — сказал Хоттабыч. — Я очень далёк от того, чтобы толкать своего возлюбленного друга на нечестные заработки. Если тебе не нужны драгоценности, обрати их в деньги и давай эти деньги в рост. Согласись, это весьма почтенное занятие — давать деньги в рост тем, кто в них нуждается.
— Ты с ума сошёл! — возмутился Волька. — Ты просто не понимаешь, что ты говоришь! Советский человек — и вдруг ростовщик! Да и кто к нему пошёл бы, даже если бы где-нибудь вдруг завёлся такой кровосос? Если нашему человеку требуются деньги, он может обратиться в кассу взаимопомощи или занять у товарища. А ростовщик-это ведь кровосос, паразит, мерзкий эксплуататор, вот кто! А эксплуататоров в нашей стране нет и никогда не будет. Баста! Попили нашей крови при капитализме!
— Тогда, — не унимался приунывший Хоттабыч, — накупи побольше товаров и открой собственные лавки во всех концах города. Ты станешь именитым купцом, и все будут уважать тебя и воздавать почести.
— Да неужели тебе не понятно, что частник — это тот же эксплуататор? Торговлей у нас занимается государство, кооперация. А зарабатывать себе деньги, торгуя в собственном магазине.
— Хм! — Хоттабыч сделал вид, будто согласился. — Предположим, что это так, как ты говоришь. А производить разные товары — уж это, надеюсь, честное занятие?
— Безусловно! Вот видишь, — обрадовался Волька, — ты начинаешь понимать мою мысль!
— Очень рад, — кисло улыбнулся Хоттабыч. — Помнится, ты мне как-то говорил, что твой глубокоуважаемый отец работает мастером на заводе. Так ли я говорю?
— Угу!
— Он самый главный на этом заводе?
— Нет, не самый. Папа-мастер, а ещё над ним есть начальник цеха, главный инженер, директор.
— Ну так вот, — победоносно заключил свою мысль Хоттабыч — на богатства, которые я тебе дарю, ты сможешь купить своему превосходному отцу завод, на котором он работает, и ещё много разных других заводов.
— Он и так принадлежит отцу.
— Но ведь ты только что сам говорил, Волька ибн Алёша.
— Ему, если хочешь знать, принадлежат и завод, на котором он работает, и все другие заводы и фабрики, и все шахты, рудники, железные дороги, земли, воды, горы, лавки, школы, университеты, клубы, дворцы, театры, парки и кино всей страны. И мне они принадлежат, и Женьке Богораду, и его родителям, и.
— Ты хочешь сказать, что у отца твоего имеются компаньоны?
— Вот именно — компаньоны! Около двухсот миллионов равноправных компаньонов! Сколько же, сколько населения в нашей стране!
— У вас очень странная и непонятная для моего разумения страна, — буркнул Хоттабыч из-под кровати и замолчал.»
#сладкая жизнь #безденежье #обжорство
Один комментарий к «Сладкой жизни хочу…»