Не лезь! Не трогай! Не пачкай!

Для тех родителей, которые до сих пор боятся разрешать ребенку активно изучать окружающий мир (запрещают трогать, пачкать, пробовать на вкус и т.д.) привожу серию экспериментов, описанных в книге Нуркова В.В., Березанская Н.Б. «Психология».

«У. Найссер использует для обозначения системы анализа сенсорной информации, которым мы руководствуемся в акте восприятия, термин «схема». Схема взаимодействия с внешним миром формируется на основании прошлого опыта (как индивидуального, так и генетического). Схема направляет исследовательскую активность, благодаря которой открывается доступ к новой информации, вызывающей, в свою очередь, дальнейшее изменение схемы.

Крайне важно, чтобы задатки восприятия вовремя были поддержаны соответствующим опытом. В противном случае схема замирает и не развивается. Об этом говорят данные, полученные в серии экспериментальных исследований над животными (по этическим соображениям проводить такого рода эксперименты над людьми нельзя).

К. Блейкмор и Г. Купер (1970) выращивали котят в цилиндрических вольерах, одна половина стен которых была окрашена в вертикальные полосы, а другая половина — в горизонтальные. Когда котята вырастали и попадали в нормальную среду, их поведение свидетельствовало о том, что «вертикальные» животные воспринимают только вертикально ориентированные объекты, а «горизонтальные» животные — только горизонтальные. Например, когда исследователи протягивали им палочку вертикально, кошки, выращенные в первых условиях, принимались хватать ее, в то время как другая группа их игнорировала. Если же правила менялись и палочка подавалась горизонтально, кошки из второй группы включались в игру, а первые не проявляли к ней интереса. Таким образом, существуют определенные оптимальные периоды для развития восприятия. В особенности это касается человеческих форм восприятия: восприятия речи, лиц и т д. 

Данные Р. Хелда и А. Хейна (1963) показывают, что критическую роль в развитии восприятия играет собственная активность воспринимающего. В их опытах, так же как и в опытах Блейкмора и Купера, пары котят воспитывались в темноте Только на несколько часов в день их выпускали в полноценную зрительную среду, помещая при этом в специальное устройство — карусель. Причем один котенок сидел в корзинке и пассивно воспринимал окружающий мир, а другой служил своеобразной «лошадкой», он был запряжен в тележку и вращал карусель, где находился его собрат. Оказалось, что у активного котенка зрительное восприятие формировалось нормально, в то время как пассивный котенок вырастал
практически слепым, хотя физиологически был здоров.»

Существует такое понятие, как сензитивный период развития — это период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения.

Известный своей авторской методикой раннего развития итальянский педагог Мария Монтессори выделяла следующие сензитивные периоды развития:

  • Сензитивный период развития речи (0-6 лет)
  • Сензитивный период восприятия порядка (0-3 года)
  • Сензитивный период сенсорного развития (0-5,5 лет)
  • Сензитивный период восприятия маленьких предметов (1,5-6,5 лет)
  • Сензитивный период развития движений и действий (1-4 года)
  • Сензитивный период развития социальных навыков (2,5-6 лет)

М. Монтессори отмечала, что, если мы начинаем развивать какую-либо функциональную систему ребенка с опозданием, т.е. частично или полностью упустив сензитивный период, мы рискуем вообще никогда не добиться того уровня ее развития, который может быть достигнут при условии своевременного начала педагогического воздействия. Преждевременные попытки сформировать какие-то функции до начала сензитивного периода также не приведут к ожидаемому эффекту, так как они не вызовут активности и интереса ребенка и могут создать отрицательное отношение к занятиям. 

В связи с вышеизложенным, можно сделать вывод о том, что в случае запрета исследовательской активности ребенка, родители или другие значимые взрослые (бабушки, воспитатели, учителя) могут спровоцировать торможение нормального развития восприятия и других функциональных систем ребенка. 

Так что желаю всем родителям запастись терпением, большим количеством стирального порошка, тряпками, новыми обоями и т.д. и дать возможность своему ребенку развиваться полноценно!

#нелезьнетрогайнепачкай #сензитивныйпериод #развитиевосприятия

Related posts

Leave a Comment