Как человек отказывается от самого себя?

Конечно, все начинается в детстве, когда родители и другие значимые люди «доказывают» ребенку, что он какой-то не такой.

Как это происходит? Значимые для ребенка люди:

  • неусыпно следят за ребенком, направляя его действия в «нужное русло», хотя ребенку уже больше 2 лет, он не только понимает, что говорят родители, но и уже столкнулся с тем, что в мире существуют определенные правила, законы (все игрушки падают вниз, а не вверх; люди кушают за столом, ходят в туалет, гуляют на улице и т.д.);
  • постоянно сообщают ребенку, что его выбор не правильный (ты надел не ту одежду, обувь; не правильно используешь игрушку (стучишь, ломаешь), трогаешь то, что нельзя (проще делать замечания ребенку, чем убрать из доступа); берешь не те карандаши/фломастеры и т.д.);
  • сообщают ребенку, что он неряха, глупый, раздолбай, не внимательный, плакса, егоза и много кто еще;
  • ругают ребенка за любознательность и активность (зачем туда полез? кто тебя просил? почему не сидишь на месте, а везде лезешь?, зачем прыгаешь/бегаешь/кричишь/полез туда и т.д.).

И еще очень много других замечаний в адрес ребенка.

Все вышеизложенное негативно влияет на понимание ребенком самого себя, своих потребностей, на его уверенность в себе. Ребенок до 7 лет в принципе не способен делать что-то назло родителям, потому что для этого необходимо продумывать свои действия, строить планы и т.д.

Мозговые структуры развиваются у человека постепенно и возможность выполнять то или иное действие появляется у ребенка на определенном этапе формирования, развития различных отделов головного мозга. Например, ребенок до 3 лет не способен «замечать» других людей, играть с другими детьми в одну игру и тем более сдерживать свои порывы. Если он хочет кричать, значит что-то внутри него заставляет это делать (ему плохо, перевозбудился и т.д.). Если он ломает игрушку, то чаще всего это исследовательский интерес (а что будет, если…). Если он бежит на дорогу, то это не «отсутствие внимания», а физическая незрелость, которая не позволяет видеть ситуацию полностью. Причем возможность увидеть все стороны ситуации, проблемы, рассмотреть ее со всех сторон, появляется у ребенка только в 14! лет.

По сути, родитель должен выполнять роль «недостающих» функций у ребенка и быть старшим во взаимоотношениях с ребенком:

  • следить, чтобы ребенок не бежал на дорогу, где едут машины, потому что ребенок еще не способен учитывать факт опасности и видеть подъезжающие машины, когда занят игрой;
  • регулировать взаимоотношения детей, потому что сами они еще не способны конструктивно решать конфликты (чужие игрушки в песочнице, стукнул/толкнул/сделал больно другому ребенку и т.д.);
  • убирать из доступа заведомо опасные вещи (острые, мелкие детали, предметы, способные упасть и т.д.);
  • учить ребенка необходимым навыкам с помощью игры (до 7 лет), а не с помощью критики;
  • принимать детские эмоции, потому что они настоящие (имитацию эмоций родитель в состоянии распознать);
  • дать ребенку возможность иметь свободу выбора, действий. Для этого необходимо обеспечить безопасное пространство;
  • помогать ребенку адаптироваться в детском саду/школе;
  • учить ребенка вовремя делать уроки (этому тоже нужно научиться), не опаздывать в школу и т.д.

Существует такое понятие, как сензитивные периоды — периоды в жизни человека, создающие наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения, периоды наивысших возможностей для наиболее эффективного развития какой-либо стороны психики.

Например, сензитивный период развития речи — от полутора до 3-х лет.

Известный своей авторской методикой раннего развития итальянский педагог Мария Монтессори выделяла следующие сензитивные периоды развития:

  • Сензитивный период развития речи (0-6 лет)
  • Сензитивный период восприятия порядка (0-3 года)
  • Сензитивный период сенсорного развития (0-5,5 лет)
  • Сензитивный период восприятия маленьких предметов (1,5-6,5 лет)
  • Сензитивный период развития движений и действий (1-4 года)
  • Сензитивный период развития социальных навыков (2,5-6 лет)

В эти периоды наиболее легко научить ребенка необходимым знаниям.

Конечно, быть родителем — это очень ответственное дело, ведь в Ваших руках находится жизнь Ваших детей, их благополучие. Говорят, когда рождается ребенок, заново «рождаются» ребенок мамы и ребенок папы. И родители сталкиваются заново со своими детскими переживаниями, проблемами. У родителей как бы появляется шанс «исправить» ошибки, допущенные при их воспитании, уберечь от травм своих собственных детей, посмотреть на свои травмы другими, более осмысленными, глазами и т.д.

Проще, конечно, не задумываясь воспитывать своих детей в соответствии с «впитанным» стилем воспитания, приговаривая: «меня так воспитывали и ничего, хороший человек вырос». Вот только этот «хороший человек» совсем не понимает самого себя и сталкиваясь с чем-то значимым в жизни, убегает от неприятных эмоций, не хочет разбираться с ними. Жизнь так устроена, что для развития требуются усилия, а для деградации можно вообще ничего не делать, все произойдет само (цветок вянет, если его не поливать).

Желаю Вам успеха в воспитании Ваших детей. Пусть Ваши дети вырастут уверенными в себе личностями, способными жить свою собственную жизнь!

#какчеловекотказываетсяотсамогосебя #детскаяпсихология #саморазвитие #психологчелябинск

Related posts

Leave a Comment